Развитие детей. Функции полушарий мозга

Мы мыслим образами, в нашей голове 24 часа в сутки идет непрерывное кино. Даже сейчас, читая этот текст, Вы на каждое слово или словосочетание в этом тексте видите у себя в голове определенную картинку-образ.

Вот давайте проверим. Читайте: ребенок, школа, детский сад.

На каждое слово в голове вспыхивает картинка, не так ли?

То есть, Вы читаете слово и связываете его с, уже существующим, в Вашей голове, образом и Вы четко знаете, что это звукосочетание, произнесенное Вами (ребенок), написанное буквосочетание (ребенок) и картинка в голове (ребенок) тесно связаны между собой, а точнее ОДНО И ТО ЖЕ, просто в разном выражении.

А теперь представьте, мы только что родились и наше сознание — абсолютно чистый лист и там нет ни одного образа. И вот кто-то показывает нам написанное слово — ребенок на каком-либо иностранном языке, пусть будет на китайском, которого мы точно не знаем, и произносит это написанное слово на китайском, а мы понятия не имеем, что это слово означает, даже, что это произношение соответствует этим, написанным на бумаге, каракулям и, уж тем более, мы не сможем соотнести это, написанное и произнесенное, слово с картинкой ребенка в нашей голове, просто потому что ее там НЕТ.

Итак,

процесс развитие мышления-это

  1. формирование каталога всех возможных образов предметов (этап развития «Предметная деятельность» до 1,4-1,8 лет), образов действий (этап развития «Игра рядом» от 1,8 до 2,8 лет), цепочек последовательных действий (этап развития «Сюжетно-ролевая игра» от 2,8 до 4 лет),
  2.  совершение различных манипуляций с образами, загруженными в каталог, и формирование новых придуманных образов предметов или действий. (этап развития «Режиссеры» от 4 до 5 лет, этап развития «Игра по правилам» 5-6 лет)

То есть, другими словами, что такое максимальное развитие, если брать идеальный вариант-

это навсегда и с высокой скоростью загруженное максимальное количество информации в наш мозг, к которой потом у нас будет максимально быстрый и абсолютный доступ, чтобы иметь возможность применить эту информацию для решения любых задач.

Давайте представим себе эту идеальную ситуацию. Мы мгновенно загружаем в каталог, даже краем уха услышанную или увиденную информацию: уроки игры на фортепьяно, иностранный язык, приемы рукопашного боя, всю возможную информацию в сфере искусства, литературы или финансов. При этом имеем максимально быстрый и абсолютный доступ к этому информационному полю и можем использовать эту информацию по своему усмотрению.

Именно такая ситуация и представлена в фильме «Limitless», что в переводе означает безграничный. Правда, в российский прокат он вышел под названием «Области тьмы».

Главный герой этого фильма достигает такого эффекта при помощи таблеток НЗТ, но само действие этого препарата очень точно описывает механизмы идеального максимального использования возможностей нашего мозга. Отрывок ниже, как раз и демонстрирует первый разгон мозговой деятельности и результат этого — становление совершенно другой личности, другого уровня жизни.

Скажете, это фантастика, это невозможно. Но последние открытия в медицине, психологии и квантовой физике говорят о другом. Если говорить о том, какие полушария мозга и как отвечают за эти процессы, а так же как можно добиться такого же эффекта без НЗТ, то складывается следующая картина:

1. Первое, мы уже проговорили, что вся та информация, которую мы хотим загрузить в каталог, а потом с успехом использовать, записывается ОБРАЗАМИ, поскольку наше мышление ОБРАЗНОЕ.

2. Второе — это то, что весь огромный каталог образов предметов, образов действий, цепочек последовательных действий записывается на волнах правого полушария и проходит большая часть этого процесса от рождения до 4-х лет.

3. Третье — все образы записаны в правом полушарии в 3D режиме. Например, если это образ слова УТРО, то в правом полушарии он будет выглядеть, как свободно парящие в кубе 4 буквы У.Т.Р.О.

4. Четвертое — функция левого полушария заключается в том, что оно, имея доступ к каталогу правого, может осуществлять проекции на плоскости всех сторон куба. То есть, одна проекция на плоскость выглядит, как УТРО, другая, как ТУРО, третья как РУТО. Таким образом, левое полушарие переводит 3D изображение во все возможные вариации 2D. Это похоже на сборку Кубика Рубика.

5. Пятое — перевод 3D режима во все возможные варианты 2D только первичная задача левого полушария. Затем сложнее: оно привязывает к каждой проекции на плоскость, правильные ассоциативные связи, в случае со словом УТРО: правильное произношение, слышание и написание. То есть, человек слышит УТРО, в голове возникает правильная проекция на плоскость УТРО, затем человек правильно пишет УТРО. Если же слышит ТУРО, то и образ в голове ТУРО и напишет так же. Этот процесс можно представить, как складывание множества Кубиков Рубика друг в друга, как матрешку, при этом красная сторона каждого кубика соответствует красной стороне того кубика, в который он вложен, синяя синей и т.д.

Это очень сложный процесс. И, чтобы научить наше левое полушарие работать правильно, нужно научить его ОРИЕНТАЦИИ. Это вопрос развития исключительно ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.

У многих детей в первых классах проблема с написанием диктантов именно из-за недостаточно правильной работы левого полушария. Они «зеркалят» буквы, пишут ТУРО вместо УТРО и т.д. Но каталог образов всех слов из диктанта при этом полон, все они уже загружены в правое полушарие, однако у некоторых родителей при этом возникают претензии именно к ПАМЯТИ. А на самом деле нужно работать не с памятью, как таковой, а с ПРОСТРАНСТВЕННЫМ МЫШЛЕНИЕМ.

Эта информация показалась вам странной? Что ж, это потому, что наш мозг делает это так стремительно и виртуозно, что мы даже не замечаем этого. Однако, если перед нами окажется текст таким, как он выглядит в правом полушарии, с образами слов целиком в 3D режиме с перемешанными буквами, свободно парящими в кубе, наше левое полушарие мгновенно переведет написание в нужную плоскость и у себя в голове мы не только увидим правильный образ, но и услышим его правильно и, если бы захотели написать, то и напишем. Сами посмотрите

6. Шестое — разное восприятие образа полушариями обусловлено разницей их функций.

Правое видит весь образ целиком в 3D режиме и мгновенно раскладывает его на части, поскольку функция правого полушария — запись полного каталога всех, уже существующих в окружающем мире, образов в 3D режиме.

Левое полушарие воспринимает образ прямо противоположно правому, из частей складывая целое, поскольку у него принципиально другая функциясоздание новых, еще не существующих, образов из разных деталей знакомых образов.

Например, мы легко можем придумать инопланетянина, сложив его из знакомых деталей: зеленый цвет кожи, как у рептилий, щупальца, чешуя, при этом строение тела у него может быть похожим на знакомые детали человеческого.

Правое полушарие загрузить этот образ в каталог напрямую не способно, потому что его НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Его нужно СОЗДАТЬ, сложить из знакомых частей, а уже потом этот готовый, созданный, образ поместить на волны правого. И под силу это лишь ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ.

Посмотрите на этот слайд. Взрослые люди видят на нем обнимающуюся пару. А вот маленькие дети видят на этой картинке ТОЛЬКО 9 ДЕЛЬФИНОВ.

Присмотревшись, вы так же увидите этих дельфинов, но пару вы увидите в первую очередь, поскольку этот образ по эмоциональной окраске является для нас доминантным. Но оба эти образа и дельфины и пара есть в нашем правом полушарии.

А вот у маленьких детей до 3 лет образ дельфинов в правом полушарии есть, а вот образ обнимающейся пары отсутствует.

Но ведь образы мужчины и женщины у них точно есть, однако, чтобы соединить эти части в целостный образ-пару нужно хорошо работающее левое полушарие, а левополушарные волны вступают в полную силу лишь к 4-м годам. До этого возраста все мы правополушарны с только-только начинающим обучаться левым полушарием.

Поэтому соединить две знакомые части образа — мужчину и женщину в целостный образ- обнимающуюся пару левое полушарие ребенка еще не в силах. НО! Если бы ребенок вдруг увидел этот целостный образ — пару, то он мгновенно записался бы в правое полушарие и так же мгновенно разложился бы на детали.

8. Восьмое — правое и левое полушарие отличаются СКОРОСТЬЮ восприятия. Правое полушарие воспринимает информацию мгновенно и запоминает навсегда, поскольку оно и предназначено для мгновенной и долговременной записи информации.

И, если это, уже существующие в окружении, образы, например, мяч или велосипед, то, показав эти образы ребенку в течение секунды и сказав их названия, мы быстро и навсегда загрузили бы эти образы в его правое полушарие.

 

 

Мы же активно пытаемся загружать любые образы в правое полушарие через левое, собирая их из частей: колеса, соединяя с рулем и сиденьем и приходя к целому образу- велосипед, который таким образом, мы каждый раз изобретаем. Или целое — мяч собираем из деталей- круг, цвет, упругость, игрушка, играть, каждый раз изобретаем и помещаем в правое полушарие. Процесс этот долгий и потребует повторений для запоминаний.

А при появлении похожего образа — глобус, левое полушарие сначала ищет его в правом и если его там нет пытается сравнить с теми образами, которые есть и опять же загрузить в правое, сложив его из знакомых частей.

Запись каталога можно и нужно производить ГОРАЗДО ЭФФЕКТИВНЕЕ, напрямую в правое полушарие, так, как и было задумано самой природой.

Природа — матушка специально отодвинула полноценное включение левого полушария до 4 лет, предполагая, что оно пока не так уж и нужно, ведь понятно же, что сначала нужно загрузить всю информацию, а потом уже подключить левое полушарие для работы с ней.

А мы, конечно же, будем умны и воспользуемся, специально созданным для этого, легким и сверхбыстрым путем загрузки каталога, задействовав волшебный потенциал правого полушария.

Однако, природа просчиталась! Мы же не ищем легких путей и активно используем для записи, уже существующей, информации, не предназначенное для этого, левое полушарие, каждый раз с рьяным упорством изобретая велосипед.

А нужно — то было всего лишь показать образ за 1 секунду и ву-а-ля, он вписан в каталог.

Но и это не самое страшное. Пусть медленно, но мы загрузим каталог в правое полушарие и через левое, но вот только левое полушарие создает образы на плоскости, в 2D режиме. Если взять пример с велосипедом, то левое полушарие соединит колеса, руль и сидение по ТОЛЬКО ОДНОЙ СХЕМЕ, то есть загрузит только одну проекцию на плоскость.

Если бы мы загружали образ велосипеда напрямую в правое полушарие, то он бы выглядел, как свободно парящие в кубе детали- колеса, руль, сидение, цепь, переключатель скоростей, рама, звонок, зеркало и т.д. И тогда, левое полушарие могло бы спроецировать не 1 вариант велосипеда, а 6. И, возможно, какой-то из этих вариантов был бы более эффективным, чем наш привычный велосипед.

Другими словами, левое полушарие, закачивая образ самостоятельно, может собрать ТОЛЬКО ОДНУ СТОРОНУ Кубика Рубика, при этом все другие будут в разрозненном состоянии. Лишь, работая с уже загруженным в 3D режиме образом, левое полушарие может сложить все стороны кубика.

Кажется, ну и что, не страшно. Но сейчас я скажу Вам одну вещь, которая кардинально поменяет ваше мнение. Образ, загруженный через левое полушарие, становится доминантным и, по сути, единственным выбором. Ведь доступа к 3D изображению нет и другую проекцию на плоскость левому полушарию выбрать не из чего. В психологии это называется «УСТАНОВКА»

Представим себе такую ситуацию. Вы идете с ребенком по магазину в рядах с обилием игрушек или сладостей и малыш хватает что- либо из этого цветного великолепия и настойчиво просит купить.

Если обратиться к психологическим аспектам этого поступка, то это не желание с его стороны чего-то материального, а просьба о внимании и любви. Мы же расцениваем это со своей колокольни, именно, как желание обладания чем-то материальным, и чем дороже это материальное, тем больше возмущает нас эта просьба. Мы отказываем ребенку, взывая к логике, как и привыкли, говорим о том, что это дорого, мы не можем этого купить, поскольку деньги зарабатываются тяжелым трудом и их не хватает на удовольствия, приходится покупать только то, что необходимо. А уж удовольствие только по праздникам.

Что мы сделали? Записали образ «деньги зарабатываются тяжелым трудом» через левое полушарие, на плоскость, сделав его доминантным, единственным выбором и создав «УСТАНОВКУ» своему ребенку. Мы лишаем его права выбора, ведь это же не его выбор, не его опыт. Он что, попробовал заработать и выбрал эту проекцию на плоскость из всех возможных? Нет, мы сделали это за него.

Став взрослым, образ «зарабатывание денег» наш выросший малыш будет видеть в иных вариантах у других людей. Там в кубе будут разные детали этого образа (деньги, легкость, удовольствие, деньги под ногами, зарабатываю, играя и т.д) Все это он будет видеть вокруг, что для кого-то деньги зарабатывать совсем не тяжело, а скорее наоборот, они сами падают под ноги. Но вся беда в том, что в его каталоге этих образов в 3D режиме уже не будет и загрузить их туда он не сможет, поскольку после 10-13 лет мы начинаем продуцировать Тета волны правого полушария лишь во сне. А это, как раз, те самые волны, на которых в основном и записан весь каталог.

То есть, все, лавочка закрылась, доступ к каталогу в осознанном состоянии резко снизился и, чтобы вновь погрузиться в образ в 3D режиме на уровень тета волн и осознанно выбрать другую проекцию на плоскость, мы приходим к психологу, практикуем различные медитативные и другие психологические техники. Процесс этот, надо сказать, не из легких. А ведь всего этого можно было избежать!

Самый знаменитый пример невозможности сбора нашего виртуального Кубика Рубика через левое полушарие- это периодическая таблица Дмитрия Ивановича Менделеева.

Каждый раз пока, логическим путем, через левое полушарие, собиралась одна сторона кубика, разваливались все остальные. И только во сне, получив абсолютный доступ на тета волнах к каталогу, Менделеев смог увидеть образ в 3D режиме, все элементы, свободно парящие в кубе и, конечно, тогда уже левому полушарию не составило никакого труда найти правильную проекцию на плоскость.

Итак, чтобы развитие ребенка было на высоте необходимо правильно организовать оба процесса

1. Загрузка каталога образов в правое полушарие

2. Грамотная пространственная работа с этими образами левого полушария.

Развитие ребенка. Загрузка каталога образов в правое полушарие

Это достигается высокой скоростью показа любой информации, будь то презентации карточек с образами предметов, действий, образами слов, образами чисел (математические карточки с точками, подробнее смотрите здесь) или же просто обучающие фильмы или любой видео ряд, несущий любую информацию.

Наше правое полушарие видит образ целиком, будь то слово, предложение или страница. Фотографическая память — это не генетическая особенность, это всего лишь информация, загруженная в правое полушарие. Правополушарная память по своей природе- ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ.

Потенциал нашего правого полушария в плане скоростной записи информации настолько велик, что происходит это примерно так же, как в фильме «Пятый элемент», когда Лилу, пытаясь восполнить всю информацию о человечестве, которую упустила, просматривает ее в алфавитном порядке с очень высокой скоростью. Или же, как в другом фантастическом фильме «Матрица», с высокой скоростью напрямую в мозг Тринити, загружается умение управлять вертолетом.

Первый этап развития ребенка «Предметная деятельность», во время которого загружаются образы всех предметов в 3D режиме, а это значит, что записываются сразу и детали образов: форма, цвет, запах, функциональные значения. Этот этап длится полтора года, ВСЕГО полтора года. Оглянитесь вокруг, попробуйте прикинуть сколько предметов, ВСЕХ предметов в той комнате, где Вы находитесь. По самым скромным подсчетам их наберется несколько тысяч. А вообще ВСЕХ предметов, которые окружают ребенка? Бесчисленное множество!!! И на запись образов всего этого несметного количества предметов уходит всего полтора года. В китайском языке примерно 80 000 иероглифов, ничтожно малая цифра, по сравнению с количеством всех окружающих предметов. Представьте, сколь мизерное время понадобилось бы ребенку или нам, взрослым, для изучения китайского языка, если бы мы загружали информацию напрямую в правое полушарие.

 Развитие ребенка. Грамотная пространственная работа левого полушария с образами в правом полушарии.

Этот этап необходимо тренировать одновременно с прохождением первого, начиная с года, когда стартует работа левополушарных волн. К тренировке левого полушария, относится упражнение, которое мы часто используем для тренировки памяти. Помните, смотрим на какое-то количество предметов, отворачиваемся, нам меняют их последовательность или количество, а мы должны вернуть все в первоначальный вариант. Узнаете процесс? Нам показали одну из проекций 3D образа на плоскость, затем, когда мы отвернулись, поменяли проекцию на другую плоскость, а мы должны вернуть все назад. Тренировка исключительно для левого полушария. При этом правильная работа левого полушария важна не менее, чем загрузка каталога.

Как же научить левое полушарие правильной ориентации? Это всецело относится к развитию ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ и достигается специальными физическими упражнениями на ориентацию и связь между полушариями, а так же упражнениями на ориентацию логического характера и умение связывать образы с ассоциативными связями, им соответствующими.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.