Развитие детей. Этапы

Поговорим об этапах развития мышления у детей.

Наше мышление- ОБРАЗНОЕ. Мы мыслим образами, 24 часа в сутки в нашей голове непрерывно идет кино. Когда мы с кем-то разговариваем, когда что-то читаем или смотрим, или же просто думаем, в нашем сознании одна за другой вспыхивают цветные картинки, как кадры кинопленки.

Когда же рождается ребенок, в его голове еще нет ни одного образа, он не знает, что за предметы или другие объекты, одушевленные и неодушевленные, находятся перед ним, он не может их даже мысленно как-либо описать или тем более назвать.

Ребенок рождается, как чистый лист, и всего  за первых пять, шесть лет проходит все этапы становления основных процессов мышления.

Развитие детей. Два процесса мышления.

  1. Первый процесс-это набор каталога образов.
  2. Второй процесс-это умение с этими образами работать-создавать новые образы из деталей старых, присоединять к ним разные ассоциативные связи.

Развитие детей .Первый процесс мышления состоит из трех этапов.

  1. Первый этап: «Предметная деятельность»- от рождения до 1,6-1,8 года.
  2. Второй этап: «Игра рядом» 1,8-2,8 года
  3. Третий этап: «Сюжетно-ролевая игра» 2,8-4 года

Развитие детей. Второй процесс мышления состоит из двух этапов.

  1. Четвертый этап: «Режиссеры» 4-5 лет
  2. Пятый этап: «Игра по правилам» 5-6 лет

Когда я только узнала об этих этапах, мне показалось это деление схематичным, примерным, не имеющим четких границ.

НО! На самом деле, это деление очень четкое, никогда не перепутаешь ребенка, находящегося на этапе «предметника» с «игрой рядом» или уж тем более с «сюжетно-ролевой игрой».

И не потому, что ориентируешься на возраст, нет, бывает, что по-возрасту ребенок уже должен быть на следующем этапе, но можно совершенно четко понять, что он еще на предыдущем или наоборот.

Все дело в том, что находясь на определенном этапе развития, ребенок может использовать только те функции мышления, которые этому этапу соответствуют и никоим образом не в состоянии задействовать те функции мышления, которые развиваются на следующем этапе.

А зависит это от того типа мозговых волн, которые на том или ином этапе включаются в процесс.

Сейчас станет более понятно о чем я говорю.

Развитие детей. Первые три этапа- 1 процесс мышления- набор каталога всевозможных образов.

  • «Предметная деятельность» — образов предметов
  • «Игра рядом» — образов действий
  • «Сюжетно-ролевая игра»- цепочек последовательных образов действий.

Теперь подробнее про каждый этап:

Развитие детей. Первый этап «Предметная деятельность» от рождения до 1,6-1,8 лет

В этот период ребенок изучает все, уже существующие вокруг него, образы предметов. Этот процесс идет просто с фантастической скоростью. Всего за полтора года малыш осваивает ВСЕ предметы, с которыми встречается в жизни, понимает их предназначение, функции, фиксирует их цвет, даже еще не зная его название, форму, величину.

Для этого он использует все органы чувств. Он пробует предметы на вкус, осязание, обоняние, оценивает их на звук, на физические свойства. Например, случайно уронив куриное яйцо и наблюдая эффект от падения яйца на пол, малыш может стремиться повторить это снова и снова и это не связано с его непослушанием или упрямством, это трудоемкий и очень важный процесс развития мышления.

То же самое можно сказать и о потребности все новые предметы тянуть в рот, все хрупкие предметы рвать, сжимать, ломать, исследуя их физические свойства, вываливать на пол из посудного шкафа, разномастные кастрюли или банки, контейнеры с крышками и пытаться подобрать к каждой кастрюльке свою крышку, изучая размер и форму.

На изучение каждого предмета ребенок тратит не более пяти минут, чаще гораздо меньше. Этот этап считается пройденным, когда малыш использует каждый предмет ПО НАЗНАЧЕНИЮ, согласно его функции. То есть, из чашки пьет, ложкой ест, из кубиков строит и т.д. Если он совершает с предметами хаотичные действия, например, игрушечную машинку не катит по полу, а стучит ею по столу, то этот этап не пройден.

Так же на этом этапе формируются понятия величины (большой, маленький), количества (много, один), формы, физических свойств (твердый, мягкий, тяжелый, легкий, хрупкий, упругий), звуковых различий, классификация или выбор по одному или двум признакам (красные квадраты отделяем  от синих кругов).

Еще раз остановлюсь на СКОРОСТИ этого процесса. Попробуем сосчитать количество предметов, ВСЕХ предметов в той комнате, где мы сейчас находимся, начиная от шурупов, которыми скреплены стулья и шпингалетов на окнах и заканчивая крупногабаритными предметами мебели. даже по самым скромным подсчетам их наберется несколько тысяч. А вообще всех предметов, окружающих ребенка, да просто неимоверное количество. И все это бесчисленное множество образов предметов ребенок постигает за 1,5 года!!!

Для сравнения, в китайском языке около 80 000 иероглифов. Ничтожная цифра, по сравнению с тем количеством, которое ребенок осваивает за полтора года. Представьте сколь малое время понадобилось бы ребенку для изучения китайского языка. А сколько потребовалось бы для этой цели нам, взрослым?

Почему такая разница? Что отличает загрузку образа у нас взрослых и у детей первого года жизни? Для этого нужно было наложить на этот этап ЭЭГ детей в этом возрасте.

Выяснилась интересная вещь. За познание во взрослом состоянии отвечают в основном только БЕТА волны левого полушария- логика и анализ.

У маленьких детей Бета волны мозг начинает генерировать только после года жизни, в год и два месяца и старше. Причем происходит это на первых этапах в следовых количествах и в полную силу Бета активность приходит лишь к четырем годам, когда необходимо развитие второго процесса мышления- работа с загруженными образами, формирование из них НОВЫХ образов и присоединение к ним ассоциативных связей.

Сам же процесс набора каталога происходит у маленьких детей до 4-х лет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на волнах правого полушария — АЛЬФА И ТЕТА. Причем ТЕТА волны мы можем использовать в этом процессе только до 10 лет, затем мы теряем эту уникальную возможность практически мгновенной загрузки информации в бодрствующем состоянии и начинаем продуцировать их ТОЛЬКО в фазу быстрого сна, когда видим сновидения.

Развитие детей. Второй этап «Игра рядом» 1,8-2,8 года

Во время этого этапа ребенок набирает каталог образов действий. И перейти на него ребенок может ТОЛЬКО ПОСЛЕ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ набора каталога образов предметов, поскольку именно правильное и по-назначению использование предметов в действии, которое он имитирует позволяет зафиксировать образ этого действия.

На данном этапе малыш очень точно повторяет все действия, увиденные вокруг, не внося в них НИЧЕГО СВОЕГО. Если малыш увидел, как папа забивает молотком гвозди, которые держит во рту, то придя в детский сад и играя с игрушечными строительными инструментами, он сделает ТОЧНО ТАК ЖЕ.

Он повторит этот образ один в один, он не сможет сделать это как-то по-другому. Положить, например, гвозди в коробку и доставать их оттуда. Это формирование нового образа действий из увиденных и загруженных в каталог старых образов. На данном этапе ребенок сделать это НЕ МОЖЕТ. Для этого ему нужны хорошо работающие БЕТА волны, а включатся они с нужной интенсивностью только в четыре года.

Поэтому ребенок повторяет все действия в ТОЧНОМ СООТВЕТСТВИИ С УВИДЕННЫМ. Если девочка видит, как мама готовит и обжигаясь о горячую сковородку, хватается за ухо, чтобы облегчить боль, то, играя с игрушечной кухней и поставив на детскую конфорку игрушечную сковородку, она изобразит ожег и сделает РОВНО ТО, ЧТО УВИДЕЛА, схватиться за ухо.

Это тот этап, когда детки в возрасте 2-2,5 лет, сидя на занятии, непременно начнут повторять все действия друг за другом: один начал стучать по столу, начнут все, один закричал или взвизгнул, непременно станут делать все.

Если же кто-то не повторяет эти действия, а сосредоточен на каком-либо предмете, например, уронив листок, наблюдает его плавное падение и делает это снова и снова, значит этот малыш еще «предметник», хотя по-возрасту он может соответствовать уже следующему этапу «Игра рядом». Таких малышей сразу видно. Любой, кто хотя бы какое-то время занимается с малышами разных возрастов, совершенно точно увидит этап, на котором находится ребенок.

На освоение каждого образа действий ребенок отводит не более 10 минут. Этап будет пройден, когда малыш правильно и по назначению использует все предметы, по ходу развития действия, которое он имитирует.

И «Предметную деятельность» и «Игру рядом» так же отличает то, что ребенок еще не ощущает себя личностью. Он находится на волнах правого полушария, там, где все мы ощущаем себя единым целым, одним базовым квантовым полем, одним существом.

За самоосознание себя, за выбор личностных характеристик отвечает левое полушарие и БЕТА волны.

Сначала необходимо загрузить все базовые личностные характеристики в каталог на правополушарных волнах, что происходит за первые три этапа развития ребенка и только при включении левополушарных БЕТА волн  выбираются личностные характеристики и приходит САМООСОЗНАНИЕ.

В чем это выражается? На первом этапе «Предметная деятельность» до 1,8 лет малыш еще практически не говорит, но на втором этапе «Игра рядом», который проходит до 2,8 лет большинство детей уже говорят достаточно четко.

На данных этапах ребенок говорит о себе в третьем лице: Боря хочет кушать, Лена пойдет гулять. Так же он не отделяет себя от игрушки. Любой человек в его окружении, любая игрушка- ЭТО ОН. Если малыш на этом этапе держит в руках игрушечного зайца, а мы подойдем и спросим у зайца как его зовут, то ребенок назовет свое имя. И только к концу следующего этапа «Сюжетно-ролевая игра», который завершается ближе к четырем годам эта ситуация поменяется.

Именно поэтому мы практически не помним себя до возраста трех-четырех лет, потому что до этого момента мы еще не совсем мы, мы еще — весь мир вокруг нас, мы находимся в синхронизации с миром на правополушарных волнах.

Развитие детей. Третий этап «Сюжетно- ролевая игра» 2,8-4 года.

На данном этапе ребенок проигрывает цепочку образов действий, увиденных дома, в мультфильме или на картинках в книге сказок, которую читала мама. Для того чтобы проиграть эту цепочку ему необходимо иметь уже полностью загруженный каталог всех возможных образов действий.

Опять же очень важно понимать, что на этом этапе малыш способен только ТОЧНО СЛЕДОВАТЬ УВИДЕННОЙ ЦЕПОЧКЕ действий, он не может предложить свое развитие сюжета. Повторюсь, для этого необходимы БЕТА волны левого полушария, чтобы из каталога загруженных образов действий сформировать свою НОВУЮ цепочку образов действий.

Приведу пример, если мама малыша, находящегося на этапе развития «Сюжетно-ролевая игра», играя с ним в зале, попросит его принести из детской стульчик, то для ребенка это окажется невыполнимой задачей. Почему? Да потому что эта, такая простая для нас, взрослых, манипуляция, содержит в себе ТРИ действия

  1. Пойди в детскую
  2. Возьми стульчи
  3. Принеси в зал

Малыш на данном этапе не в состоянии сам сформировать НОВУЮ для него цепочку последовательных действий из знакомых ему образов действий (пойди в детскую, возьми стульчик, принеси в зал). Да, все три образа уже есть в его каталоге, но САМ сформировать последовательность он сможет только при хорошо работающем левом полушарии.

НО! Если мы возьмем эту функцию на себя и предоставим ребенку готовую цепочку последовательных действий, четко проговорив все три этапа: пойди в детскую, возьми стульчик, принеси в зал, малыш с радостью выполнит нашу просьбу.

На проигрывание цепочек действий ребенок может тратить до 20 минут. Этап считается пройденным, когда удается четко и последовательно проигрывать многоходовые цепочки образов действий.

И. конечно, очень важно, что на данном этапе при его удачном прохождении, малыш начинает говорить  о себе в первом лице и отделяет себя от игрушки.

На этом этапе, если ребенок играет с игрушечным зайцем, а мы спросим у игрушки: «Как тебя зовут?», то в ответ услышим «Меня зовут Зайчик» и возможно даже голосом, измененным под зайчика и мимикой, которая будет соответствовать другой личности-личности игрушечного зайца. И связано это с уже вошедшими в полную силу БЕТА волнами левого полушария и уже сформированными базовыми личностными характеристиками. В этом возрасте мы уже определяемся: вот это Я, Я вот такой или такая, мне нравится ТО и ЭТО и с этого момента мы-это мы и мы себя помним, поскольку перестаем растворяться в остальном мире.

Развитие детей. Последние два этапа-2 процесс мышления-создание новых образов, присоединение ассоциативных связей.

  • « Режиссеры» 4-5 лет
  • «Игра по правилам» 5-6 лет

Теперь подробнее про данные этапы.

Развитие детей. Четвертый этап «Режиссеры» 4-5 лет.

Это тот этап, на котором уже практически в полную силу генерируются БЕТА волны левого полушария. Этап, когда ребенку под силу из каталога уже загруженных образов предметов, действий и цепочек образов действий сформировать НОВЫЕ образы предметов, действий или последовательных действий.

Как это происходит? В каталог загружаются только, уже существующие образы, увиденные ребенком в окружающем мире, на этапе «Режиссеры» он может создать фантазийный, НЕ СУЩЕСТВУЮЩИЙ в окружающем мире образ из деталей тех образов, которые есть в каталоге.

Помните Мурочку, дочку Корнея Чуковского и любимое нами с детства стихотворение

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.

«Это — ёлочка мохнатая.
Это — козочка рогатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой».

«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»

«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».

«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»

«Я её боюсь!»

Мурочка выдумала новый образ «Бяка-Закаляка» из деталей уже существующих образов, загруженных в каталог 10 ног, 10 рогов, наделила ее существующими в каталоге личностными характеристиками (кусачая, злая) и сама же ее испугалась.

Так вот, для того, чтобы сотворить все это, Мурочка однозначно должна была достичь четырехлетнего возраста, потому что сделать это она могла только при хорошо работающем левом полушарии и БЕТА волнах. Ведь такого образа «Бяка-Закаляка» в окружающем мире не существует и загрузить его напрямую через волны правого полушария Мурочка не могла. Этот образ можно было только СОЗДАТЬ. Таким образом, Мурочка находилась на этапе «Режиссеры»

Данный этап характеризуется бурным развитием фантазии. Помимо новых фантазийных образов, ребенок может создавать так же и новые цепочки образов действий, НЕ ПОВТОРЯТЬ уже существующие цепочки действий, а СОЗДАВАТЬ новое развитие событий. Малыш может сам придумывать продолжение сказки или же менять сюжет с любого места понравившейся истории.

Если мы оставим четырехлетнего ребенка в свободной от игрушек комнате, то он точно найдет во что поиграть. Швабра станет лошадкой, скатерть-рыцарским плащом, гора подушек и стульев-крепостью.

Если по тому описанию, которое я даю, вам кажется, так же, как и мне в начале моей работы с детьми, что это деление очень схематичное, то повторюсь еще раз-это очень четко ограниченные этапы. Вы сразу поймете на каком этапе находится ребенок.

Приведу пример. Летом в Детском Центре мы устраивали городской лагерь, собственно выглядело это, как пребывание в детском саду, с развивающими занятиями и прогулками. Во время одной из прогулок в моей разновозрастной команде ребятишек оказались детки в основной массе, находящиеся на этапе «Режиссеры» и только один малыш был еще на этапе «Сюжетно-ролевой игры»

Мы катались на вращающейся карусели и дети от четырех до пяти лет придумали такую игру: карусель была нашим космическим кораблем и мы, прокричав обратный отсчет от пяти до единицы, весело крикнув : «Пуск» стали кружиться, отправившись в бескрайний космос.

Тут во двор въехал массивный, неповоротливый мусоровоз. Мои юные космонавты с восторгом начали кричать: «Смотрите, это же, космический корабль! А вдруг он вражеский и хочет на нас напасть?! О ужас! Что же нам делать?» Я посоветовала, наладить с ними контакт и уточнить их намерения, потому как чего зря копья ломать, вдруг они с дружественным визитом)))

Игра продолжалась минут 20, дети наперебой предлагали способы связи и варианты развития событий, просто захлебывались от восторга и обилия эмоций. И только один мальчик, которому еще не было четырех лет и он еще не был «режиссером», а являлся «сюжетником» все 20 минут наблюдал за нами широко раскрытыми, удивленными глазами и не проронил ни слова.

Когда чужой космический корабль (мусоровоз) с миром покинул наш двор, ребятам наскучила эта игра и они побежали кататься на горку, а мой малыш «сюжетник» подошел ко мне и с очень серьезным видом, заглядывая мне в глаза, произнес: «Ирма, это не космический корабль, это МУСОРОВОЗ»

Я решила прощупать почву, может все же есть предпосылки перехода на следующий этап и попыталась объяснить: «Ну, конечно, это мусоровоз, но, как-будто, это космический корабль» Он задумался на несколько секунд, а потом все так же серьезно сказал: «Нет, Ирма, это МУСОРОВОЗ, я точно знаю, мне папа рассказывал» И я поняла, что многого от него хочу. Он просто не в состоянии создать, дорисовать новый образ, его левое полушарие еще не включилось.

Игра на данном этапе может длиться от часа и больше и чем больше фантастических неординарных образов будет создавать воображение ребенка, чем более неординарное развитие событий во множестве вариантов он будет предлагать, тем более успешно будет проходить этот этап.

Развитие детей. Пятый этап «Игра по правилам» 5-6 лет.

Этот этап необходим для обучения взаимодействию детей в социуме.

Ребенок играет преимущественно в группе и устанавливает четкие правила, которые нельзя нарушать. Игра в данном случае может длиться до нескольких дней, поскольку периодически кто-то из детей может выдвигать предложение об изменении правил, но это обязательно оговаривается до начала следующего этапа игры и уже в течение этого этапа не нарушается.

Опять же это деление этапов очень четкое. Если в одну команду попадают дети «Режиссеры» и дети на этапе «Игра по правилам» быть беде)) Они вряд ли смогут договориться. Поскольку «режиссеры» на каждое правило предлагают свое развитие событий: «А я, как-будто, вот сейчас улечу в другое место или пройду сквозь стену» и возмущенно звучащее «Это не по правилам!!!» им совершенно непонятно.

В ответ мы услышим:" А у меня, как-будто, такие правила, по которым можно проходить сквозь стены, улетать, прятаться в «домик» во время игры в догонялки, где не могут осалить в любой момент, когда мне это удобно"

Обычно в такой разномастной компании через слово слышатся обвинения с обеих сторон: «Ты не умеешь играть!» И самое интересное, что все они правы. «Режиссеры» правы в том, что обвиняют детей этапа «Игры по правилам», что те не умеют играть, как «Режиссеры» и наоборот.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.